Ездил на три дня на родину, в город Макаров (до 1905 г. - Селютора, до 1945 г. - Сиритору. Привет, Википедия).
Город прекрасный, на самом деле. Располагается на восточном побережье острова, чуть южнее условной середины. По мне, так климат очень схож с петербуржским.
Население - приблизительно шесть с половиной тысяч человек. За последние полстолетия сократилось более, чем в два раза. И вот почему...
Жителей Макарова кормили всегда несколько вещей: с/х (овощи, скот, ягода), рыба (ловля, переработка) и ЦБЗ (целюллозно-бумажный завод).
Этот завод в довоенное время начали строить японцы. Строят они на века: Главные трубы завода до сих пор стоят в хорошей кондиции. Когда япошек турнули, русские решили "модифицировать" завод: достроили то, сё, и вроде как нормально. Начали жить припеваючи: на заводе работала пятая часть населения, получала приличные деньги. Шли года, шли... И дошли до того, что производимая бумага нахер перестала быть нужна. Ну вот бывает так, что поделаешь. З/П платить перестали, а завод начали растаскивать по всему району. Народ начал жоско пить...
Пили семьями, соседями, домами, дворами, чуть ли не улицами. Естественно, по праздникам - и всем городом. Как обычно, пьянки сопровождались драками, циррозами печени или еще чем. Народ начал быстро умирать... Народ умирает - заниматься рыбой и с/х становится некому. Пьют и умирают еще быстрее.
И тут наступили девяностые. Дефолт, депрессия, все дела. Народ начал неебически быстро убиваться и продолжать пить и быстро умирать. Умные люди начали уезжать. Да уж пора бы.
И представьте, что это всё творилось в окружении прекрасной природы: море, река, леса, горы...

Когда приезжаю в этот город, ничего не меняется, год от года, уже десять лет... Природа все так же прекрасна и величественна, а народ все так же пьян и глуп. Даже, скорее, не глуп, а потерявший надежду на что-то хорошее.
Конечно, не все люди там такие жоские бухарики. Есть и нормальные. Но их мало, и держатся они группками. Чтоб труднее споить было...

В вики нашел такое вот: "Достопримечательностями города считаются остатки японских построек, называемые «храм» и «водопад». «Храм» в 90-е годы самым варварским образом был сравнен с землёй, от него остались лишь небольшие фрагменты…". Без комментариев.

Но не всё так плохо, как кажется на первый взгляд. За последние пять лет магазинов в городе увеличилось с 10 до 25. И это только продуктовых. И это учитывая повышенную смертность и отток населения. В городе построено аж четыре кафе-"шашлЫчки" (от "шашлЫчка")
А если серьезно, тожизнь там по-тихоньку налаживается. Построены две зоны для катка и футбольное поле. Поговаривают, что ребятня реально начала заниматься спортом (кстати, по статистике, в Макарове каждый третий ребенок до 17 лет состоит на учете в милиции, каждый восьмой - сидел/сидит за кражу или драку с причинением тяжкого вреда здоровью) и что в Макарове подрастают крутецкие хоккеисты. Ура, товарищи!

Я не могу выразить как-то однозначно свое отношение к этому месту. Я ведь здесь родился и первые годы жизни прожиты на этих улицах. Меня крайне грузит нахождение здесь. Вроде бы все хорошо, но в воздухе чувствуется отчаяние людей... Каждый раз, когда я уезжаю отсюда, я испытываю одновременно облегчение и грусть. С одной стороны, я еду в "цивилизацию", к друзьям, к привычной яркой жизни. Но с другой... Я покидаю родной дом, в котором всё еще остались дедушка. тетя и её дочь. Еще у неё муж есть, но это совсем другая история...